Давайте обсудим: такая муть ваши эти прозрачные выборы


Так можно смело говорить об электоральных кампаниях США и стран «коллективного Запада», опираясь на факты.

Фото носит иллюстративный характер

«Прозрачные выборы» означают процедуру, построенную так, чтобы отсутствовала возможность фальсификации, чтобы само голосование и подсчет его результатов были видны.

Не секрет, что некоторые государства и альянсы цинично используют проходящие в других странах выборы как средство вмешательства во внутренние дела этих суверенных государств. И здесь в ход идет весь спектр инструментов «цветных революций».

Например, в 2003–2005 годах на постсоветском пространстве «цветные революции» состоялись в Грузии – «Революция роз», 2003 год, Украине – «Оранжевая революция», 2004 год, Кыргызстане – «Тюльпановая революция», 2005 год.

США и государства Европы в качестве повода для прессинга своих соперников активно используют, в том числе, формат международного наблюдения за выборами. Немаловажно, что методология БДИПЧ по наблюдению за выборами до сих пор не утверждена государствами–участниками ОБСЕ. Это и позволяет Западу «гибко» ее применять. Чаще всего, в отношении постсоветских государств.

Стоит только сравнить разное отношение к наблюдению за выборами на постсоветском пространстве и в странах Запада.

Например, БДИПЧ ОБСЕ традиционно направляет в страны СНГ мониторинговую миссию в широком составе, в то время как в так называемых «развитых демократических странах» работает ограниченное число представителей БДИПЧ или наблюдение не ведется вовсе. Для сравнения: в 2015 году в Казахстан (президентские выборы) было направлено более 450 наблюдателей, Кыргызстан (парламентские выборы) – более 350, Беларусь (президентские выборы) – 340, Таджикистан (парламентские выборы) – 180, а вот в Финляндии (парламентские выборы) и Польше (президентские и парламентские выборы) – наблюдения не было.

И критике представители западных наблюдательных миссий выборы в странах Евросоюза или в США подвергают крайне редко. И это несмотря на наличие зафиксированных независимыми правозащитниками фактов нарушений.

Отчеты БДИПЧ ОБСЕ и ПАСЕ об итогах ранее состоявшихся в Республике Беларусь выборов пестрели критикой процедуры досрочного голосования избирателей в Беларуси. И это при том, что подобная практика активно применяется во многих странах с более «прозрачными» выборами, чем в Республике Беларусь.

Например, досрочное голосование в Швеции начинается за 18 дней до выборов. В США досрочно можно голосовать во многих штатах за 50 дней. Досрочное голосование предусмотрено также в Японии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Норвегии, Таиланде.

Кроме того, во многих европейских странах осуществляется голосование по почте: в Австрии, Швейцарии – за 35 дней; Франции, Норвегии – за месяц до основного дня голосования.

А чего стоят такие пробелы в американском законодательстве и недостатки в работе избирательных комиссий, которые неоднократно приводили к тому, что мертвые души не только голосовали, но и избирались.

Например, в 2022 году на выборах в палату представителей победили демократы Тони ДеЛука (32-й законодательный округ штата Пенсильвания) и Саймон Силва (округ Сан-Диего, Калифорния). Во втором случае многие избиратели даже не знали о его уходе из жизни вплоть до объявления результатов.

Независимыми экспертами признано, что «наиболее грязной избирательной кампанией в Евросоюзе стали прошедшие 15 октября 2023 г. выборы и республиканский референдум в Польше». Представители БДИПЧ ОБСЕ отметили, что правящая на тот момент партия «Право и справедливость» (ПиС) имела явное преимущество за счет неправомерного влияния на использование государственных ресурсов и государственных СМИ, а сама кампания характеризовалась «широким использованием риторики нетерпимости, ксенофобии и женоненавистничества». Партия ПиС обошла законы о финансировании избирательных кампаний. Вопросы, вынесенные на референдум, носили «откровенно манипулятивный характер» и по сути являлись «предвыборной листовкой ПиС». Отмечалась и непрозрачность процесса аккредитации значительного числа международных, парламентских и неправительственных наблюдателей (например, перед выборами запретили въезд в Польшу международному наблюдателю ОБСЕ, депутату белорусского Парламента Д.Карасю). В итоге явка на референдуме провалилась, а у ПиС оказалось всего 194 депутатских кресла в Сейме из 460 возможных и только треть – в Сенате. По данным польских СМИ, за время выборов наблюдатели зафиксировали 312 правонарушений (причем 173 из них связаны с выносом, перемещением, подделкой и уничтожением бюллетеней).

В Болгарии на прошедших 29 октября 2023 г. выборах в местные органы власти (первый тур) зафиксировано рекордное количество сообщений о нарушениях избирательного законодательства, которые были связаны в основном с подкупом голосов и неправомерной агитацией. За месяц (с начала электоральной кампании и до дня голосования включительно) было подано более 1,8 тыс. сигналов, что вдвое больше по сравнению с предыдущими местными выборами в 2019 году, образовано более 160 досудебных производств.

В Беларуси в учтен зарубежный опыт проведения выборов разного уровня. Единый день голосования станет первой пробой новшеств, которые делают выборы еще более прозрачными и открытыми.

Подготовила Ольга БЕЛОЗЕРСКАЯ